Владимирский собор в Севастополе является усыпальницей для именитых адмиралов: Лазарева, Нахимова, Корнилова. Как добраться и где находится главный морской собор Севастополя, выполненный в Византийском стиле

Главный военно-морской храм, служащий усыпальницей российских адмиралов времен первой севастопольской обороны, является одновременно и мемориалом всем героям, павшим в Крымской войне. Строительство собора высоко на Центральном холме, над городом продолжалось почти три десятилетия… 

Сразу надо сказать, чтобы избегнуть недоразумений в дальнейшем – в огромном городе построены два одноименных собора. Один, главный флотский храм, находится в историческом центре по соседству с множеством достопримечательностей. Второй, носящий название Свято-Владимирского собора, располагается на самом берегу в музее под открытым небом – Херсонесе, и окружен куда более древними стенами.  

История Владимирского собора

Севастополь многими своими историческими постройками обязан неутомимому адмиралу В.П.Лазареву. Разрастающемуся городу военных моряков необходим был вместительный храм, и по ходатайству адмирала-благоустроителя лично сам император Николай Первый выбрал место для закладки храма. Строительство собора началось с возведения склепа для адмирала Лазарева, уезжавшего в Вену для поправки здоровья, и в ней скоропостижно скончавшегося (1851). Две сотни человек в течение месяца подготовили усыпальницу. Отслужив панихиду в неподалеку расположенном Петропавловском соборе, гроб с телом умершего убрали в место последнего приюта и замуровали вход. Еще через пару месяцев собор в присутствии начальника штаба ЧФ В.А.Корнилова и командира порта М.Н.Станюковича был заложен. До начала осады города франко-англо-турецкими союзническими войсками стены собора успели только вырасти на метр. Пока Севастополь сражался, строительство прекратилось.  

Но война начала собирать обильную жатву… Рядом Лазаревым легли адмиралы, защищавшие город и погибшие при его обороне: В.А.Корнилов, В.И.Истомин, П.С.Нахимов.  

Мирное время вновь вернуло к необходимости продолжать возведение флотского храма. Архитектору А.А.Авдееву, которому поручили довести проект до ума, показалось важным опираться на традицию Византии. По завершении строительства все корабли на рейде, город и батареи украсили, ознаменовав освящение храма и первый молебен в нем залпами салюта. По приказу императора были изготовлены мемориальные плиты со списком погибших офицеров, а дочь Лазарева преподнесла церковное, шитое золотом облачение для службы на будущую Пасху. 

Черноморские военные моряки не только посещали храм для молитвы, но и активно участвовали в оформлении внутреннего убранства. Когда царская семья чудом спаслась во время жуткой аварии с железнодорожным составом близ станции Борки, на средства моряков был заказан киот из красного дерева с иконой Спасителя, помогающего апостолу Петру.  

В царской России храм всегда притягивал моряков, а так как приход у собора отсутствовал, то заботы по наведению порядка ложились на их же плечи. Богослужения велись только по особым случаям. Обязательны к служению были воскресенья и православные праздники, именины и дни рождения семейства Романовых, важные даты кровопролитной Крымской войны и врезавшейся в память жителей города севастопольской обороны, недавнего сражения под Цусимой и панихиды по морским офицерам и матросам – вот почти полный список дней, когда открывались двери Владимирского собора. 

Новая власть многое изменила в стране, начались активные гонения на церковь. Владимирский собор оказался закрытым (1932), а «полезная площадь» отныне принадлежала спортивному авиационному обществу. Далее сменяя друг друга, под куполом собора побывали склад и военный госпиталь, бомбоубежище и пункт корректировки артдивизиона. Молитвами людей в тельняшках и горожан, война почти не затронула собор, единственное, что доныне напоминает о ней – это осколочные щербины на стенах. 

В послевоенное время судьба морского храма висела на волоске. Его хотели перестроить под музей, создать в нем «циркораму», устроить огромный кинозал для показов специальных лент о второй обороне города. Самым безумным было предложение лишить храм купола, а внутри устроить зал торжеств для чествования отличившихся севастопольцев. По счастливому стечению обстоятельств, все эти прожекты благополучно были забыты, а храму присвоен статус архитектурного памятника (1965), который требовал немедленной реставрации. 

Огромная проблема заключалась в том, что собор изначально строился на адмиральских склепах. Еще во время первой обороны Севастополя армии «просвещенной Европы», захватив Южную сторону, продемонстрировали свою совершенно нецивилизованную сущность. Помимо вывоза во Францию и Англию культурных ценностей, были зафиксированы акты жуткого вандализма. Во Владимирском соборе захватчики разломали своды склепа, раскололи крышки адмиральских гробов, посрывали эполеты и закидали останки доблестных защитников землей. После войны разрушенное привели в достойный захоронения вид, но спокойно спать адмиралам не дали уже поборники «красного» режима борьбы с пережитками царизма. В 30-е годы захоронение под собором снова вскрыли, кости адмиралов, защищавших город, не смог защитить никто – их повыбрасывали, а само помещение усыпальницы завалили хламом. 

Лишь в 1974 году Владимирский собор был передан музейным работникам, те, в свою очередь обратились к реставраторам из Ленинграда с просьбой о помощи. Многострадальный склеп вновь отреставрировали, в процессе найдя среди устроенной в усыпальнице свалки фрагменты тел и части одного гроба. Путем долгих усилий адмиралы вновь вернулись в свое место упокоения. 

Описание Владимирского собора

Если говорить об архитектуре собора, то он относится к византийскому стилю. На южной земле он не выглядел инородным, вписываясь в окружающий ландшафт. Владимирский морской собор узнаваем, и словно сквозь толщу воды в его архитектуре проступает нечто неуловимо корабельное, чему немало способствуют окна-иллюминаторы…  

Внутри собора все подчеркивает первоначальную идею – быть усыпальницей и мемориалом для героев флота российского. «Верхняя» церковь выступает и как место памяти, и как дом Божий, а «нижняя» является последним приютом адмиралов. Монументальность верхнего храма не подавляет, хотя и погружает в сумрак, в котором вспыхивают разноцветные окна круглых окон. Колонны, расположенные внутри, подчеркивают величественность здания, а небольшой иконостас позволяет любоваться росписью алтарной ниши. Долго восстанавливались мраморные плиты (всего их 81), на которых запечатлены имена георгиевских офицеров, героев обороны города. Плиты расположены по всему периметру зала, но надписи вырезаны лишь на 31.  

В «нижем» храме, служащим усыпальницей, строго и просто: белые стены, тесаные колонны, небольшой иконостас и огромный черный крест из мрамора, ставший общим надгробием для четырех адмиралов. 

После долгой реставрации зданию вернули его статус главного морского собора Севастополя. Как и прежде, здесь совершают особые богослужения по памятным для моряков дням, чтят и помнят ушедших и просят милости для живых. 

Как добраться: 

От ж/д и автовокзала идут автобус 109, маршрутные такси 110, 109, 4, 112, 71, троллейбусы 3, 22, 7, 9 до ост. «Сквер Ленинского комсомола» 

Панорама севастопольского Владимирского собора

Зайдите во Владимирский собор на Google Панорамах

Или насладитесь видом собора на Яндекс Картах

Где находится Владимирский собор


Адрес: ул. Суворова, 3

Координаты: 44 44.6103, 33.5234