Маяк Сарыч более века спасает корабли от скал на самой южной точке Крымского полуострова. Он находится недалеко от Севастополя. Как добраться до башни-маяка.

Мыс Сарыч – прекрасный и безлюдный кусочек природы, самый южный, а также сухой и теплый на побережье. Крутые, поросшие кипарисами, фисташковыми деревьями и миндалем склоны спускаются к самому морю. Чем ближе к полосе пляжа, тем гуще разрастается можжевельник, наполняя воздух целебными фитонцидами. На прогулки с детьми из-за сложного рельефа местности на маяк лучше не отправляться, а вот для любителей палаточного «дикого» отдыха он подходит как нельзя лучше. 

История башни-маяка на мысе

Российский самодержец Николай II, путешествуя в конце XIX века вдоль Черноморского побережья на яхте (1897) от Севастополя в Ялту, положил начало возведению маяка на мысе Сарыч. Проходя мимо скалистых берегов, офицеры императорского судна, сопровождающие царя, рассказали ему о том, что это место — самая южная точка Крымского побережья. Николай II, памятуя о трагедии парохода «Дир», выброшенного при обходе этого мыса сильным штормом на камни близ Алупки (1887) и затонувшего, повелел немедленно начать строительство маяка, чтобы обезопасить судовождение в этой опасном месте. 

Однако мыс Сарыч, как и множество земель на южном берегу Крыма, уже являлся частной собственностью под названием Комперия. Хозяйкой приглянувшегося под строительство маяка места являлась Н.К.Прикот (в девичестве Компер) и наследница семейного имения. Ее род обосновался в Крыму сразу после вхождения Крыма в состав России. Среди членов фамилии был поклонник естественных наук, выпускник Парижского политеха, открывший поблизости от имения нежную, изящную орхидею (ныне исчезающую), нареченную Комперией Крымской.  

Узнав о царском желании заложить на Сарыче маяк, помещица, преисполнившись патриотизма, почти сразу же 10 тысяч квадратных метров собственности на мысе Сарыч отписала военно-морскому ведомству. Год спустя на казенной земле выстроили маяк (1898). 

«Разбазаривание» земель, пусть и каменистых, не встретило понимания у сына бывшей владелицы Сарыча, вынудившего госпожу Прикот заявить о принудительном объеме земли. Она теперь требовала компенсировать отобранный земельный надел деньгами. И земская управа в Ялте даже согласна была заплатить ей 120 000 рублей (1908). Однако сыну Василию, инициировавшему тяжбу, сумма не понравилась, дело стало затягиваться и запахло судом. Николай II, бывший в тот момент на Балтике, наложил на уведомление о тяжбе резолюцию «Быть по сему». Но то сумма не устраивала вдову, то земли назад хотелось. На мыс был отправлен подпоручик Морозов, бывший на тот момент исполняющим обязанность штурмана на транспорте «Ингул». Ему надлежало скрупулезно картографировать отчужденную под маяк местность, чтобы определить все ненужные постройки. В начале сентября 1912 года смотритель Ставраки утвердил поданный документ. Вопрос о принадлежности маяка решился в пользу военно-морского ведомства. 

План был выполнен на прочнейшем куске батиста, копию же плана передали на хранение служителям маяка. Судьба копии оказалась удивительной. 

М.П.Макух, очередной смотритель маяка, прибыл к месту службы вместе с семьей в 1939 г. Едва он обжился, как гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз. Жестокие бои развернулись на подступах к Севастополю, а Сарычский маяк остался в тылу вражеской армии. Посчитав объект на мысе легкой добычей, гитлеровцы отрядили из района то ли Фороса, то ли Ласпи две бронированные машины, которые должны были зачистить «провороненный» кусочек советской земли. Крошечный гарнизон принял бой, заставив немцев отступить, побросав оружие. Моряки же начали готовиться к обороне: они уничтожили подъездные мосты и заминировали территорию Сарыча. Маяк оставался непокоренным довольно долго, посылая предупреждение об опасном мысе кораблям, держащим курс на Севастополь. Лишь только приказ командования вынудил матросов покинуть удерживаемый рубеж. Смотритель маяка, уходя бить немцев, забрал с собой лишь один предмет маячного имущества – карту подпоручика Морозова. Она пропутешествовала с матросом по всем военным дорогам, напоминая ему данную самому себе клятву – вернуться домой, на маяк. Ноябрь победного года Макух вновь встретил на Сарычском маяке. Снова поплыл над морем голос 36-пудового старинного колокола. 

Описание башни-маяка на мысе Сарыч

Развалился Советский Союз, стали вновь возвращать Церкви отнятые у нее храмы. Огромный Сарычский колокол нашел пристанище в Форосской церкви Воскресения Христова, став главным, ведущим голосом, оповещающим верующих и возносящим хвалу небесам. Его видно сразу же, едва входишь на территорию церкви. 

На маяке теперь стоит современное звуковое оборудование, а вот световой сигнал над морем все тот же, что и век назад: через каждые четыре секунды вспыхивает путеводный огонь. Ежевечерне, когда до заката остается час, на высоком утесе загорается навигационная звезда Сарыча. Свет ее виден за сорок километров над морской далью. Все суда, держащие курс мимо южной оконечности России, сверяют с ним свой путь. 

Некоторую коррективу в работу маяка внесло строительство госдачи № 11, более известной как «дача Горбачева». Партийным деятелям, уставших от забот на благо народа, очень мешало мигание маяка. Поэтому конус света «по высочайшему повелению» пришлось ограничить восточным направлением. 

Когда поселок Форос заказал разработку своего герба, в первоначальном варианте предполагалось использовать изображение маяка. Но, увы, хоть маяк называется иногда Форосским, к населенному пункту никоим образом не относится. Поэтому изображение маяка на гербе отсутствует.  

Как добраться? 

Ближе всего добраться до маяка на мысе Сарыч от Севастополя. От автовокзала садитесь на автобус, идущий в сторону Ялты (интервал движения – 20 минут). Выходить следует на ост. «Мыс Сарыч». Далее следовать по дороге, спускающейся к морю до базы отдыха «Сарыч». 

Где находится башня-маяк на мысе Сарыч


Адрес: Россия, Севастополь, Балаклавский район, мыс Сарыч

Координаты:  +44°23’16.80″, 33°44’21.00