Район Старая Евпатория называют «Малым Иерусалимом» благодаря соседству различных конфессий. Где находится и как добраться до Старой Евпатории и ее достопрмечательностей.

На западе Крыма, в степной зоне на берегу неглубокого Каламитского залива расположился город Евпатория. Город старый, его история насчитывает уже больше 2,5 тысяч лет (497 до н.д.). На месте Евпатории когда-то существовало поселение древних греков, называемое Керкинитида. В третьем веке до нашей эры поселение пало под набегами кочевников-скифов. Долгие столетия камни зарастали степными травами, люди позабыли о древнем городе. Так было до тех пор, пока Крымское ханство не попало в вассальную зависимость от империи турок-османов (1475). Турки оценили удобство крымских берегов, и спустя год после обретения «новой земли» на месте городища Керкинитиды выросла могучая, укрепленная крепость Гёзлёв (прозванной татарами, населяющими Крым, — Кезлев, а русскими – Козлов). Когда Крым перешел под власть России (1784), «неблагозвучное» название города решено было изменить. Вот тут и вспомнили про спасителя Керкинитиды от страшных скифов – Митридата VI Евпатора – так город стал Евпаторией – «благородной, произошедшей на свет от благородного отца»). 

История Старой Евпатории

Старый город Евпатории, получивший название «Малый Иерусалим», находится в границах турецкой крепости, причем на небольшой территории плотно сосуществуют бок о бок храмы разных конфессий. Улицы Интернациональная, Революции, Героев десанта и Караева очерчивают место, где высились высокие и мощные крепостные стены Гёзлёва. Но время безжалостно, и от кажущихся незыблемыми стен ничего не сохранилось. Последние из пяти ворот, ведущих в город – Ворота дровяного базара, были разрушены в середине ХХ века. То, что нынче возведено на их месте – это в точности реконструированная копия. Ворота переименовали в Гезлёвские, и маршрут множества туристов теперь проходит в древний город именно сквозь них. Помещения надвратные тоже не пустуют. Наверху уютно расположились небольшое кафе и музей этнографии, рассказывающий о культуре крымских татар. На стендах выставлены национальная одежда, бытовые предметы, посуда, знаки влиятельных татарских родов и многое другое. Внимание привлекает и огромный макет средневекового города Гёзлёва, созданный мастерами из Харькова. 

Описание Старой Евпатории

Главная улица «Малого Иерусалима» — Караимская. На ней выстроены молельные дома народности караимов – Большая и Малая кенасы (ХIХ в.). Архитектурный комплекс Караимских кенас включает не только здания для беседы с Богом, но и три внутренних дворика, караимскую библиотеку и этнографический музей. Рядышком находится тематическое кафе, где можно отведать блюда традиционной кухни караимов. 

Если с угла Караимской улицы свернуть налево, то можно будет найти караимский дом, выстроенный двести лет назад. В нем жил глава общины – гахан. На стене скромная табличка уведомляет туристов, что в этом доме гостил иногда польский поэт Адам Мицкевич. 

В Старом городе находится и комплекс религиозных зданий, связанных с исламом – медресе, мечеть Шукурулла-эфенди и Текие дервишей. Строения возводились в период XV-XVI веков. Надо пояснить, кто такие дервиши. В своем роде это бродячие проповедники-мусульмане, отвергавшие богатство и проводившие жизнь в постоянном путешествии. Текие – «обитель», место, где странствующие дервиши могли передохнуть. В доме, который на протяжении веков предоставлял кров проповедникам, создали музей. Помимо проведения классических экскурсий, в его стенах звучит особенная музыка, под которую воспроизводится обрядовый танец дервишей, когда, погружаясь в экстатическое состояние, они непрерывно кружились и пели религиозные песни. 

С XVI века стараниями архитектора из Османской империи Синана Старый город украшает главная святыня мусульман Крыма — мечеть Джума-Джами или Ханская. В ней пришедший к власти крымский хан обязан был заявить о своем праве на престол. Мечеть пережила за время существования ряд серьезных перестроек. Два её минарета подверглись разрушению: первый в XVII веке, второй – в XIX веке. Восстанавливать их начали лишь на излете «советского» времени (1985). 

Спрятался в паутине улиц и еврейский молитвенный дом – Егие Капай, в памяти евпаторийцев сохранивший название Ремесленной синагоги. Она выстроена в самом начале ХХ века, средства на ее возведение собирал ремесленный люд, обитавшие неподалеку. В городе существовала еще одна синагога, построенная на средства богатых купцов, и поэтому именованная Торговой. 

Туристические маршруты в старой части города не минуют и храмы христиан. Свято-Николаевский собор (1899) освящен именем покровителя путешественников и моряков святого Николая, первоначально посвящённый участникам Крымской войны. Выстроенный в традиционно византийском стиле, храм увенчивается огромным восемнадцатиметровым куполом, и украшен разными типами крестов. Еще один храм, находящийся в черте Старого города, — носит имя Святого Ильи Пророка (1918), и возведен он на деньги греков, живущих в Евпатории. 

На территории «Малого Иерусалима» нашлось место и для армянской церкви Святого Николая, строительство которой растянулось почти на сорок лет из-за малого финансирования. Достроена церковь была лишь в середине XIX века, объединив в своей архитектуре русский и армянский классицизм. Храм подвергался значительной реконструкции, хотя немного аутентичных элементов сохранить удалось. 

На частной территории в районе Караимской улицы прячутся руины турецких бань (XV в.). Бани благополучно пять веков функционировали, и бесславно разрушились от попадания фашистского снаряда. К сожалению, посмотреть то, что осталось от бань, можно только сквозь забор. 

На территории частного домовладения находится и скромная мечеть Тахталы-Джами («деревянная мечеть», XIX в.). Она крайне просто выглядит как снаружи, так и изнутри. Внутрь попасть можно только по договоренности с хозяевами дома, на участке которого она оказалась. 

Особый шарм Старому городу придает выполненный в стиле модерн Дом Дувана, принадлежащий некогда меценату и градоначальнику Евпатории Семену Эзеровичу Дувану. Его стараниями Евпатория переросла провинциальный городок, став курортным городом. 

«Малый Иерусалим» сейчас интересен для туристов. Старые дома активно реставрируются, стены декорируются росписями, камнями и мозаикой. Некоторые напоминают настоящие картины на исторические темы. На части зданий до сих пор можно разобрать надписи, указывающие на время строительства. Если верить датам, то дома стоят уже более сотни лет, а некоторые – 150 лет.  

Район Старого города с одной стороны выглядит как музей под открытым небом, а с другой – это совершенно живой квартал, где кипит жизнь, а туристы могут даже снять жилье, благо до моря всего ничего. В изобилии на улочках располагаются магазинчики, предлагающие сувениры и украшения, а также популярные крымские травяные чаи. Можно заглянуть в стилизованные ремесленные лавочки, в которых интересно посмотреть за работой мастеров и самому попробовать свои силы в гончарном или кузнечном деле на мастер-классах. 

Знакомство со Старым городом лучше начинать с экскурсоводом, который подробно расскажет и покажет интересные уголки древней Евпатории. 

Как добраться 

От ж/д и автовокзала до Гезлёвских ворот идут маршрутные такси: 1, 6, 17 до ост. «Укрсоцбанк» 

Панорама крымского района Старая Евпатория

Прогуляйтесь по Старой Евпатории на Google Панорамах

Или насладитесь видом достопримечательностей Старой Евпатории на Яндекс Картах

Где находится Старая Евпатория


Адрес: ул. Караимская / ул. Караева, Евпатория 

Координаты: GPS 45.198533, 33.380105