Дом Энгельгардта за свою архитектурную историю побывал и княжеским домом, и помещением, где проходили балы-маскарады, и концертным залом. Здесь бывали именитые писатели и композиторы. Где находится и как добраться до дома Энгельгардта в Санкт-Петербурге.

История дома Энгельгардта, как и история людей, живших некогда в этом доме, до сих пор привлекает историков и обычных людей, любящих свой город. Все началось с того, что итальянский зодчий Франческо Бартоломео Растрелли построил двухэтажный особняк в модном в то время стиле барокко на углу Конюшенного и Невского проспектов. С тех давних пор и до настоящего времени дом продолжает оставаться любимым местом жителей города.  

История дома Энгельгардта со дня его создания 

Дом Энгельгардта построили в 1761 году для генерал-фельдцхмейстера Вильбоя. Князь Голицын купил этот дом в 1766 году, и императрица часто была у него в гостях. После смерти Голицына наследники решили продать этот дом, но по причине отсутствия покупателей начали сдавать его в аренду.  

В конце 19-го века богатый купец Кусовников купил, наконец, дом. Оригинальный мужчина развлекался тем, что ходил за покупками в крестьянской одежде, в лаптях и с лукошком. После нескольких попыток служащих изгнать из магазина неадекватного крестьянина, он вынимал пачку ассигнаций и весело хохотал, видя какая мгновенная метаморфоза происходила с продавцами.   

Дом Голицына Кусовников подарил дочери Ольге и больше не интересовался его существованием. Ольга Кусовникова сдавала помещения банкиру А. Ралю, который организовал Петербургское филармоническое общество. В доме он устраивал симфонические концерты. На первом этаже была книжная лавка, в которой издатель Сленин организовал литературный клуб.  Там побывали многие декабристы – Вяземский, Рылеев, Жуковский, Пушкин.  

Василий Васильевич Энгельгардт получил этот дом в 1828 году в качестве приданного Ольге Кусовниковой, ставшей его женой. За перестройку дома взялся архитектор Поль Жако (Павел Петрович). На крыше надстроили еще один этаж. Новые помещения, украшенные мебелью из карельской березы и красного дерева, изменили до неузнаваемости внутренность дома.  

На бал-маскарадах бывал весь «цвет Петербурга». На музыкальные вечера приглашали лучших музыкантов – Берлиоза, Листа, Вагнера, Штрауса, Глинку, Рубинштейна и других. Дом посещали друзья Энгельгардта – Пушкин, Жуковский, Вяземский, Тургенев. На первом этаже расположились магазины и рестораны. На верхних этажах находилась гостиница. Условия проживания в гостинице были не лучшими, но цены высокие, что вызывало недовольство клиентов.  

Первый арендатор, антрепренер Иосиф Лион начал устраивать платные маскарады. Вечера у Лиона были очень популярны до тех пор, пока не пришел к власти Павел I, который запретил увеселительные мероприятия. Позже запрет прошел и Лион продолжил проводить свои бал-маскарады, на которых иногда бывал император Николай I. «Ведь нынче праздники и, верно, маскерад у Энгельгардта…» писал Михаил Лермонтов в своей поэме «Маскарад». Впрочем, маскарады эти нещадно критиковались гражданами. Говорили, что они утомляют однообразием костюмов монахов, маркизов и пьеро, заканчиваются пьянством и даже драками в буфете.  

Храм очарований 

Маг и кудесник Антон Маркович Гамулецкий, отставной брандмейстер устроил в доме «Храм очарований, или механический, физический и оптический кабинет». Гамулецкий был известен на весь Петербург, как маг и кудесник. Антон Маркович родился в Польше в семье полковника прусской армии. С детства он любил технику и имел к ней особый дар. В пять лет Антон разобрал и починил неисправный отцовский пистолет. В мае 1789 года Антон Маркович познакомился с иллюзионистом Калиостро в Варшаве. «Магические сеансы» Калиостро покорили его и он стал создавать сам эффекные фокусы, основанные на новинках техники того времени.  

На входе посетителей встречал парящий в воздухе ангел, который весело трубил, приветствуя гостя. Увеселительные опыты позволяли гостям с помощью магического жезла включать и выключать невидимую музыку, заставлять выскакивать из разных сосудов загаданные карты, а также фигурки людей и цветы.  

Особенное впечатление производила голова чародея, которая повторяла сказанные слова на любом языке. Голова продолжала разговаривать и тогда, когда ее переносили на другое место.  

Фокус с музыкальным диваном был одним из загадочных и излюбленных посетителями. Как только гость садился на этот диван, открывалась дверь, и входил африканец с подносом, уставленным напитками. Хозяин брал у него поднос, бранил его, затем из пистолета стрелял в него. Пуля пробивала грудь, но человек не двигался и не проявлял признаков боли. Хозяин поворачивал слугу за плечо, слегка ударял по затылку и тот уходил. Первые прообразы роботов того времени были представлены в этом кабинете: купидон с амуром, петух, хлопающий крыльями и кукарекающий, мяукающая кошка, лающая собака и ползущая по полу змея шипела, как настоящая.  

После пожара 

В 1856 году в здании произошел сильный пожар. Концертный зал полностью сгорел. Через четыре года здание было отстроено. Здесь разместился магазин издателя и книготорговца Базунова, в 1870-1890 годах издательство Л.Ф. Пантелеева. В конце века здесь открылся Учетно-ссудный банк. В 1880 году архитекторы Бернгард и Алиш начали приспосабливать помещения под финансовые предприятия. Большой зал превратился в операционный зал. Кроме банка в доме Энгельгардта помещались конторы торгового дома «Братья Шапшал», пароходное общество «Кавказ и Меркурий», магазин цветов, кондитерские фирмы – «Жорж Борман» и «Рабон», парфюмерное предприятие «Брокар».  

Дом Энгельгардта после революции 

После революции в бывшем доме Энгельгардта находились советские государственные учреждения. Кроме них, место в доме занимали различные кафе, ювелирные магазины. В 1921 году Малый зал был передан филармонии. Другие помещения занял институт «Гипроникель». На верхних этажах комнаты переделали в квартиры, в которых жили обычные люди. С 1929 года в доме жил М.И. Кошкин, конструктор танка Т-34. 

В ноябре 1941 года во время блокады Ленинграда на центральную часть здания упала бомба. Дом восстал из руин в том виде, в котором был в 1830-х годах. 15 мая 1949 здесь открыли Малый зал Ленинградской государственной филармонии им. Д. Шостаковича. Концертный зал перестроен архитектором Каменским и находится со стороны Невского проспекта. В этом зале выступал коммунист из США Поль Робсон. Здесь проводились вечера встреч с писателями – Ильей Эренбергом, поэтом Николаем Тихоновым и многими другими творческими людьми. 

 В 1967-68 году в вестибюль станции метро встроили в здание Энгельгардта. Западную часть дома разобрали, но впоследствии все полностью восстановили. Сейчас станция является традиционным местом встречи людей любого возраста. В морозные дни людей, ожидающих встречи, согревает теплый воздух метрополитена. 

Большинство туристов проходят мимо этого дома, не задумываясь, что это за здание. Однако, дом входит в число архитектурных объектов, представляющих историческую и художественную ценность. Любители классической музыки посещают Малый зал Филармонии и слушают новую музыку нового времени. 

Описание дома Энгельгардта

Панорама Санкт-Петербургского дома Энгельгардта

Прогуляйтесь мимо дома Энгельгардта на Google Панорамах

Или насладитесь видом дома Энгельгардта на Яндекс Картах

Где находится дом Энгельгардта


Адрес: наб. канала Грибоедова, 16, Санкт-Петербург, Россия

Координаты: GPS
59.93559, 30.32697