Воронцовский дворец соединил в архитектуре английский и восточный стили. Где находится и как добраться, чтобы насладится видом Воронцовского дворца в Алупке.

Алупкинский Воронцовский дворец является настоящей жемчужиной дворцово-парковой архитектуры Крыма. На фоне величественной мощи горного массива Ай-Петри здание дворца кажется перенесшимся сквозь столетия, завораживающим и исполненным благородной красоты. Комплекс прекрасно вписан в окружающий ландшафт, подстраиваясь под сложный горный рельеф. Способность дворца «перевоплощаться» в зависимости от ракурса, стала его визитной карточкой, привлекая множество туристов и кинематографистов. 

Могущественный губернатор Новороссийского края, почитатель всего английского, аристократ и носитель графского титула Михаил Семенович Воронцов мечтал о крымской резиденции. Он объехал довольно много мест на побережье, прежде чем его выбор пал на маленькое татарское село Алупка, живописно расположенное на каменном мысе под громадой древних скал. Граф хотел, чтобы его будущее имение было в совершенстве вписано в окружающую дикую природу, подчеркивая ее необузданную силу и красоту. Строительство дворца растянулось на 20 лет, закончившись в 1848 году. 

История Воронцовского дворца

Граф предложил поработать над сложным проектом итальянцу Франческо Боффо, сумевшему построить удовлетворявший вкусам Воронцова одесский особняк. В паре с ним работу вел английский инженер Томас Харрисон, изо всех стилей архитектуры предпочитавший неоклассицизм. Дворец постепенно обзавелся фундаментом, внутрь которого лили для сейсмоустойчивости свинец. С уходом из жизни ведущего проект инженера работы по возведению неоклассического особняка, по-видимому, разонравившегося владельцу, приостановили. 

За дело взялся архитектор Эдвард Блор, уже прославившийся к тому времени как создатель шотландского замка Вальтера Скотта и личный придворный зодчий английской короны. За год дерзкий гений архитектора сумел соединить в лучших традициях романов Вальтера Скотта и восточных сказок различные стили: единый комплекс замка вобрал и удивительным образом сплел английскую чопорность, неомавританскую роскошь и таинственную готику, демонстрируя в целостном ансамбле архитектурную ретроспективу от раннего Средневековья до XVI столетия. Граф Воронцов был в восторге, работы на стройке возобновились. Блор, ни разу не бывавший в Крыму, не видевший сложного рельефа, сумел по пейзажным наброскам и топографическим картам из Англии создать удивительно гармоничный дом. Возводимый замок словно перенесся на Крымскую землю из исторических романов: пять зданий, усиленные оборонительными башнями разной конфигурации, объединялись переходами и связывались системами лестниц, образуя уютные дворики.  

Описание Воронцовского дворца

Любимый в Крыму материал для строительства – серо-зеленоватый диабаз, прочный, как базальт, брался фактически «под ногами». Камень при этом очень капризный, сложный для обработки, поэтому мастеров-каменотесов, имеющих опыт резьбы по белому камню соборов, Воронцов выписывал из средней полосы России.  

Архитектурный прием, создающий пологие стрельчатые килевидные своды а-ля Альгамбра, многократно повторен в декоре ансамбля. Он присутствует в оформлении балконов и чугунной балюстрады, в узорах, украшающих каменную решетку вдоль крыши, в оформлении южного дворцового входа. Южная сторона, обращенная к морю, объединяет тюдоровскую розу и восточный лотос, копирует мавританское декорирование дворца в Гранаде, шестикратно повторяя арабскую фразу «…нет победителя, кроме Аллаха». 

Фасад дворца украшает Львиная терраса, от которой спускается в обрамлении трех львиных пар белокаменная лестница, монументальная и величественная, созданная итальянским скульптором Джиованни Бонанни. Внизу лестницы один лев умиротворенно спит, а второй лишь пробуждается, в середине – львиная чета бодрствует, поглядывая на сбегающий к морю парк, а возле самого дома львы уже рычат, вздыбливая шерсть и обнажая клыки. 

Западная сторона дворца и фасад, смотрящий на Ай-Петри, представляет собой архитектуру Англии времен Тюдоров, суровую и лаконичную. 

Дворец был оснащен водопроводом, подающим горячую воду, что было внове в Российской империи, и централизованной канализацией. 

Возведенное чудо вылилось в огромную по тем временам сумму. Аристократ Воронцов, будучи богатейшим помещиком в империи, смог потратить на воплощение мечты 9 млн рублей, что в современных деньгах примерно сопоставимо с 9 млрд рублей. Жена Воронцова, кстати, принимала деятельное участие, в создании интерьеров дома и оформлении парка. 

Жить в сказочном доме графу пришлось немного, его отправили на Кавказ, а в Алупке осталась дочь с детьми. После ее смерти дворец по майорату достался сыну графа (с 1945 года – князя) Воронцова. Но он тоже перешел в мир иной, оставив Алупку своей супруге, которая совершенно не интересовалась удивительным особняком, вывезя из него ценные предметы и отправившись за границу. Дворец обветшал, роскошный парк зарос, приходя в естественно-дикое состояние. 

Лишь в 1904 году замок обрел рачительную и деятельную хозяйку – графиню Воронцову-Дашкову. При ней обширные земли имения начали сдаваться под пансионы и санатории, были построены около 120 дачных домов. Бурную деятельность жены царского наместника на Кавказе пресекла революция. Земли оказались национализированы, и лично Ленин отдал приказ решительно охранять от мародерства и посягательств все художественные ценности во дворцах Ялты и окрестностей, в которых планировалось размещение санаториев Наркомздрава. 

Фашисты, похозяйничавшие в Крыму, разграбили дворец, вывозя все ценности к себе на родину. Лишь малую толику картин сумели вернуть после заключения мира в стены дворца в Алупке.  

Февраль 1945 года ознаменовался для Воронцовского дворца бурным ремонтом и воссозданием старинных интерьеров, ведь он был выбран для размещения английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем, прибывшей в Ялту для трехсторонних переговоров союзных держав. 

После завершения конференции дворец перешел в ведение НКВД, став государственной дачей. В нем разместили санаторий (1952), но потом, может быть, вспомнив пожелание вождя мирового пролетариата, все-таки открыли музей изобразительного искусства (1956). 

Отдельно надо остановится на английском парке, разбитом вокруг Воронцовского дворца.  Его создателем стал немецкий садовод и ботаник Карл Кебах, приглашенный в Крым Воронцовым в 1824 году, когда о постройке дворца еще не было речи. Кебах, изучив местные климатические особенности и рельеф, с энтузиазмом принялся облагораживать дикие склоны. Он выписывал семена и саженцы со всех уголков мира – с Американского континента и из Европы, Карелии, Японии, Китая и с Кавказа. Одновременно на территории Алупки стараниями немца благоухало более двух тысяч различных сортов роз. Слава садовника была столь громкой, что приглашения заняться созданием парков поступало от крупных помещиков всего Южнобережья. 

В Алупке парк создавался как амфитеатр, разделенный шоссе, связывающим Ялту с Симеизом, на Верхнюю и Нижнюю зоны. Нижний парк, доходящий до моря, всецело подчинялся духу садового искусства Возрождения, в нем перемежались открытые фонтаны, изящные мраморные скульптуры, византийские колонны, каменные скамьи и вазы. В Верхнем парке садовник отдал дань романтизму сквозь призму английской парковой традиции, предпочитающей рукотворную «запущенность» природы: скальные сколы соседствуют с уединёнными, скрытыми в тени деревьев прудиками, первозданный крымский лес чередуется с залитыми солнцем зелеными прогалинами, пронизан разветвленной сетью струящихся водопадов и многоголосых каскадов, рядом с которыми всегда можно найти укромный приют в гротах. Море из Верхнего парка видно вдалеке, ласковое и манящее, а над головой возвышается величественная громада Ай-Петри. 

Даже редкие растения, благодаря заботе садовников, прижились в Воронцовском парке, саженцы же расхватывались владельцами других имений на побережье. Многочисленные художники приезжали специально в парк, чтобы поработать на этюдах. Красоту Алупки запечатлели на своих полотнах Левитан, Суриков, Лентулов. Обширные же виноградники, высаженные графом Воронцовым и его ближайшим родственникам, постепенно оплетали склоны от Фороса до Алушты, но это уже совсем другая история… 

Как добрать? 

Из Ялты от автовокзала до Воронцовского дворца идет автобус 102, из центра Ялты – автобус 132; от автовокзала Ялты идут маршрутные такси 107, 115. 

Из Севастополя идет прямой автобус «Севастополь-Алупка». Выйти можно на ост. «Автостанция», далее прогулка до дворца пешком, либо до ост. «Питомник», где пересесть на автобус 1А до ост. «Центр». 

Из Алушты надо добраться до автовокзала Ялты на троллейбусе 53, далее см. дорогу от Ялты. 

Из Симферополя (от аэропорта) следует троллейбус 55 до Ялты, от ж/д вокзала – троллейбус 52. Можно добраться от ж/д вокзала Симферополя до Алушты на троллейбусе 51 (далее см. пересадку в Алуште). Далее пересадку см. из указанный ваше пунктов. 

Панорама крымского Воронцовского дворца

Прогуляйтесь по Воронцовскому парку на Google Панорамах

Или насладитесь видом Воронцовского дворца на Яндекс Картах

Где находится Воронцовский парк


Адрес: Дворцовое ш., 18, Алупка, Россия

Координаты: N 44°25.181, E 34°03.252